Профессиональные участники мебельного рынка: производители мебели и поставщики оборудования, в течение года попеременно участвуют в профильных выставках, причем на одних и тех же площадках. И те, и другие хорошо знакомы с проблемами, которые неизбежно сопровождают подобные мероприятия. Однако в силу того, что станки, в отличие от мебели, являются гораздо более сложными экспонатами, станочникам выставки даются куда как тяжелее, причем как в прямом, так и в переносном смысле. Именно поэтому традиционный вопрос мебельщиков: «А с выставки станок будет дешевле?», воспринимается как издевательство.
Участие в выставке – это достаточно хлопотное занятие, а если экспонатом является промышленная техника вдвойне. Оборудование имеет большие габариты и вес. Его необходимо выгрузить, распаковать, смонтировать, подключить к электропитанию, сжатому воздуху, системе аспирации – то есть в очень сжатые сроки нужно построить на стенде мини-фабрику. Кроме экспонатов должны быть завезены компрессоры, вытяжки, кабели, воздуховоды, заготовки для обработки. После всего этого станки должны быть идеально настроены. Во всем мире организаторы выставок стараются учитывать описанную выше специфику для того, чтобы максимально смягчить для участников и без того стрессовую обстановку подготовки экспозиции. Во всем мире, но не у нас.
Что же не так в наших выставках оборудования?
Часто график составляется без оглядки на календарь выставок нашей отрасли в мире. Когда много лет назад выставку «Евроэкспомебель» запланировали точно на сроки проведения миланской Xylexpo, организаторы парировали все замечания так: «Пусть они под нас подстраиваются!». Как выяснилось позже даты проведения главных в отрасли миланских, ганноверских и других европейских выставок в дирекции даже не знали.
В этом году оборудование в МВЦ «Крокус Экспо» выставлялось практически сразу после проведения мебельной выставки в «Экспоцентре» на Красной Пресне. С одной стороны это удобно – мебельщики, оценив обстановку на своей выставке, могли сразу пойти заказывать станки на выставку оборудования. Однако, по факту большинство участников рынка не москвичи и для них жить две недели в Москве, или уехать домой, чтобы через пару дней опять вернуться, крайне неудобно. Долгое отсутствие на производстве всегда проблематично, а учитывая цены на гостиницы и билеты, еще и накладно. Вообще, чехарда со сроками проведения специализированных выставок, имеющая место на мебельном рынке в последние годы приводит к тому, что не только иногородние посетители, но даже москвичи путаются в выставках, приезжая в Крокус вместо Красной Пресни и наоборот.
Но вернемся к экспонентам-станочникам
С чего для них начинается выставка? Правильно – с завоза экспонатов. Вот здесь и начинается самое интересное – начинаем считать расходы. Для примера возьмем выставку в «Крокус Экспо», где стоимость погрузо-разгрузочных работ в декабре составила 1100 рублей за 100 кг веса (за разгрузку и столько же на погрузку). Если при разгрузке мебели (несколько сотен килограмм) эта цена еще вписывается в какие-то рамки, то при разгрузке станков, вес которых редко составляет менее 1 тонны (иногда и по 7-10 тонн и больше), а общий вес экспонатов на стенде часто измеряется десятками тонн, стоимость разгрузки становится сопоставимой со стоимостью самого оборудования: для 10 тонн получается (10 000/100) х 1100 х 2 = 220 000 рублей. Но на этом расходы не кончаются. Оборудование еще нужно смонтировать на стенде, хранить тару во время выставки. Итого затраты с налогами потянут на все 300 000 рублей для стенда среднего размера, а это почти 7000 евро.
И за эти деньги думаете, вас будут носить на руках, а погрузчики будут выстраиваться в очередь и ждать ваших указаний? Ошибаетесь! Мы поговорили с несколькими компаниями-участниками прошедшей в Москве выставки Woodex и для примера приведем хронометраж выгрузки экспонатов австрийских фирм OTT и SCHELLING:
Пятница, 22 ноября 2013 г. (первый день монтажа)
— около 10.30 получены пропуска и фуры встают в небольшую очередь – около 5 машин, что дает надежды выгрузиться достаточно быстро, но
— до 13.00 в очереди ничего не происходит. Выгружают все мелкие грузы, без учета расположения экспонентов в павильоне, а перед монтажными воротами ускоренными темпами строят стенды, перегораживающие проезд техники. Эти процессы никто не регулирует. О том, что крупногабаритная техника в глубине павильона должна разгружаться в первую очередь все знают, но ничего не предпринимают,
— 13.00 – 14.00 у грузчиков обед. Ну понятно, трудовое законадательство, забота о трудящихся, но можно было бы, наверное, организовать скользящий график и не прерывать процесс?
— 14.00 – 16.00 ничего не происходит.
— 16.00 начинают выгружать на улице перед воротами пильный центр SCHELLING и кромкооблицовочные станки OTT. О габаритах техники было сообщено за месяц до выставки, но грузчики, только откинув тент на машинах, осознали, что нужен большой погрузчик, который надо ждать.
— 18.30 станки выгружены, фуры отпущены, начинается процесс планирования их затаскивания в павильон, расчищаются проходы.
— 19.00 объявляется, что сегодня на стенд мы ничего не поставим, только затащим в зал, остальное – завтра. Но при этом ничего не происходит – станки стоят перед воротами на улице.
— 20.00 приходит охрана «Крокус Экспо» и без лишних разговоров закрывает ворота. По умолчанию предлагают продолжить завтра. Станки стоимостью более 10 млн. рублей остаются ночевать под открытым небом. Траспортный отдел «Крокус Экспо» ничего не может сделать (Кстати, ситуация типичная в прошлый раз ночевать перед павильоном оставили санки HOMAG).
— 20.10 о ситуации сообщено дирекции выставки – получено обещание разобраться.
Суббота 23 ноября (второй день монтажа)
— 8.10 – 10.00 пильный центр перемещается на стенд,
— 8.30 звонок из дирекции выставки со словами: «Все хорошо, станки сухие, дождя не было!». Конечно, повезло, что станки сухие, хотя атмосферная влажность и смены температур в любом случае не идут на пользу оборудованию. Но говорить об этой ситуации: «Все хорошо»?
— 11.00 на стенд добрался первый кромкооблицовочный станок,
— 11.40 начинают затаскивать большой кромочник.
— 12-00 эпопея закончена.
Да, еще деталь от участников сего действа – если раньше погрузчик ставил станок на катки и на стенд его толкали грузчики «Крокус Экспо», то в этом году – самообслуживание. До стенда станки тащили сотрудники экспонентов. Да уж, ненавязчивый сервис!
При этом удивила реакция дирекции выставки: «Вы же знали, что монтажные работы заканчиваются в 20.00 и если бы сообщили нам о проблеме заранее, то мы бы все уладили!» Но кто же мог предвидеть, что для того, чтобы трем экспонатам пересечь линию ворот павильона не хватит полутора часов? И охрана, не смотря на то, что работа не закончена просто закроет ворота.
В результате из 4-х дней монтажа осталось 2,5. И за это время нужно построить «фабрику»? На выставке LIGNA в Ганновере для этих целей выделяют более недели. Помнится, в Сокольниках раньше разрешали заезжать во вторник-среду в неделю предшествующую выставке и вывозить экспонаты до вторника следующей после мероприятия недели. Теперь же завоз в пятницу, а вывоз – в воскресенье – то есть все демонтировать, упаковать, привести в транспортное положение и вывезти нужно за 1,5 дня. Причем иногда сроки диктуются не началом следующей выставки. Владельцы площадок предпочитают оставить павильон пустующим до следующей выставки, чем предоставить лишний день для демонтажа участникам.
В итоге для того, чтобы успеть с демонтажом, стенды начинают потихоньку разбирать в пятницу после обеда, а после 16 часов на глазах последних посетителей станки начинают упаковывать. Так выставки, которые раньше длились 5, а иногда и 6 дней, стали укладываться в 4, а реально в 2 полных дня (первый и последний день – по полдня). Но цены при этом только растут. Иностранцы же рассказывают, что в пятницу после обеда и в субботу у них на выставках наоборот аншлаг – приходят посетители, которые не могли вырваться в будни из-за работы. Какова вынужденная реакция участников? Выставлять более простые и легкие станки. Не последние новинки, а то, что удалось продать перед выставкой. Станки не подключать, а показывать в демо-режиме. В результате экспозиции становятся все менее интересными, реальные покупатели посещают выставки реже, отдача для участников падает.
Это еще не все…
Но, вернемся к нашим многострадальным станочникам и перейдем ко второму вопросу: строительству стендов и монтажу оборудования. Для начала приведем несколько цен на монтажные работы в том же «Крокус Экспо»:
- Электропитание. Каждый ввод по 20 кВт – 780 евро без налогов (приводим цены от немецкого организатора). Чтобы было понятно, на освещение и бытовые нужды среднего стенда уходит около 15 кВт. На подключение станков может потребовать намного больше.
- Сжатый воздух при минимальном потреблении – 475 евро.
- Подвес ферм освещения или баннеров – 1 точка до 50 кг – 495 евро.
На последнем пункте хотелось бы остановиться подробнее. Чтобы расставить крупногабаритные станки на стенде, освещение и рекламные конструкции приходится не устанавливать на стойках, а подвешивать. На средний стенд нужно минимум 6-8 точек подвеса. Получается минимум 3 000 евро или около 130 000 рублей без налогов. Работа длиться около часа. Да, это не простые рабочие, это альпинисты, но 130 000 рублей за час работы и шесть тросиков – впечатляющий бизнес. Особенно если сравнить со средней часовой зарплатой рабочих в Москве 250-300 рублей.
Стоимость застройки самого стенда исчисляется десятками тысяч евро, но часть этих сумм объясняется необходимостью платной аккредитации в выставочных центрах (в «Крокус Экспо», если мы говорим о выставке Woodex, или «Экспоцентре», если говорим о выставке «Лесдревмаш»).
Идем дальше. Счета оплачены, начинается работа. Ив этот момент становится заметно, что конструкция стенда начинает напоминать пизанскую башню, а крупногабаритный станок напоминает качели – часть опор стоят на полу, а часть висят в воздухе. Причина – недопустимая кривизна пола, достигающая на длине стенда местами 8-10 см. Что можно сделать с такой ситуацией? Кому жаловаться? Выход предлагается только один: «Не нравится не участвуй».
Когда в Сокольниках полы местами напоминали волны, это объяснялось возрастом павильонов. С каким нетерпением все ждали открытия новой современной выставочной площадки. Сколько эмоций было, когда открылись сияющие гранитом, мрамором и тонированным стеклом павильоны «Крокус Экспо». Но со временем выяснилось, что при всем внешнем блеске – полы там не лучше, чем в старых павильонах, электропитание раздается по стендам открытым способом со столбов, в результате чего посетители вынуждены постоянно спотыкаться о защитные полики, образующие в проходах причудливые композиции.
О технических недостатках хозяева выставочных площадок не могут не знать. Некоторые решения (напольные кабели) были заложены на стадии проектирования, некоторые (кривизна полов) выявилась на стадии эксплуатации. Что же предпринимается для устранения недостатков? Ничего… Зато на фасадах комплекса теперь появились огромные рекламные экраны, подобных которым вы не увидите в гораздо более богатой Германии, на гораздо более значимых выставках. Да, приятно, когда каждой входящей на выставку женщине вручают розу, как это делали на «Евроэкспомебели» несколько лет назад. Но засмотревшись на красивый цветок можно и упасть, споткнувшись о полики в проходах.
Безусловно, говоря о проблемах выставок, нужно различать роль организаторов выставки (дирекции) и владельцев площадок (МВЦ «Крокус Экспо» и ЦВК «Экспоцентр» на Красной Пресне). Основным источником неприятностей являются как раз организации, предоставляющие площади и сопутствующие услуги. Дирекции выставок знают обо всех проблемах, но решать их пытаются странным образом – устраняют себя как промежуточное звено и предоставляют возможность участникам решать вопросы напрямую с выставочными площадками. Но на практике такая позиция не приводит, ни к удешевлению, ни к улучшению организации и даже наоборот. Разрозненные жалобы участников не доходят до нужного уровня руководителей. Имея практически монопольное положение, выставочные комплексы диктуют свои условия, а независимые организаторы, видимо, не имеют достаточной воли или веса, чтобы активно влиять на ситуацию.
Утешительные призы
В качестве компенсации за невзгоды участникам предлагаются различные бонусы, которые, правда, в 21 веке не могут не удивлять. Например, признаком выражения своего почтения тому или иному участнику выставки со стороны дирекции до сих пор является подвод к стенду какого-либо специально приглашенного «свадебного генерала» (представителя всевозможных министерств и ведомств). Обычно высокий чиновник, подойдя к стенду в окружении свиты, тычет пальцем в первый попавшийся станок задает невпопад какой-то вопрос. При этом положено стоять на вытяжку и поддерживать пустую беседу, забыв о своих клиентах. Перед этим специальные сотрудники дирекции обходят со списком стенды избранных участников, предупреждая о предстоящей благодати, и рекомендуют никуда не отлучаться и непрерывно готовиться к пришествию. Другим бонусом является награждение участников всевозможными грамотами и дипломами. Причем мы, привыкшие к таким мероприятиям, со времен пионерии не удивляемся, что дипломы получают практически все – для каждого находится своя формулировка. Удивляются только иностранцы.
Да эти милые забавы мало сказываются на бюджете, но на подготовку всех этих мероприятий организаторы тратят время, которое можно было бы уделить куда более важным вопросам. Например, можно было бы, наконец, выработать оптимальную логистику завоза экспонатов, учитывающую размеры, вес, расположение в павильоне. Только заниматься этим должен специалист с опытом, а не очередной мальчик или девочка, которые не в состоянии потребовать строгого соблюдения выработанных правил, которые боятся подойти к бригадиру грузчиков.
В наше время тотального проникновения интернета во все области деятельности роль выставок объективно снижается. Ознакомиться с новинками можно бесплатно и никуда не перемещаясь. В распоряжении не только сайты и электронная почта, но и видео-сервисы, удаленные конференции и т.п. Кроме того, прилететь из Сибири или Краснодара в Москву или Франкфурт стоит примерно одинаково, а гостиницы в Москве значительно дороже. Так что часто эффективнее посетить завод-изготовитель оборудования и получить при этом гораздо больше информации.
Так что аргументов как за участие в выставках, так и за их посещение с каждым годом становится все меньше. Некоторые крупные участники пошли по пути создания параллельных экспозиций (это общемировая практика). В такой ситуации устроители выставок должны проявлять все свое мастерство, чтобы привлечь участников и посетителей, обращая внимание не только на внешние эффекты, но и на решение организационных и технических вопросов. Если у участников не будет возникать описанных выше проблем, то они с удовольствием повезут в Россию все более сложную и интересную технику, что в свою очередь привлечет больше посетителей. А пока, судя по отношению к участникам мероприятий, гораздо больший интерес у выставочников вызывают проведение ярмарок миллионеров, чем показов промышленного оборудования.